Можно ли обгонять в зоне действия знака <<Обгон запрещён>>? А правильно ли он стоит?Евгений Шельмин
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-22636/Опубликовано 10.02.2009
Установлено, что знак 3.20 <<Обгон запрещен>> действует или до первого перекрестка, или, если он установлен в населенном пункте, но перекрестки отсутствуют, то до конца этого населенного пункта. Пункт 1.3 ПДД обязывает водителей знать и выполнять требования знаков и разметки. Сам же знак 3.20 устанавливают на участках дорог с необеспеченной видимостью встречного транспорта, и зона действия знака в таком случае определяется протяженностью опасного участка.
Таким образом, в случае отсутствия табличек, указывающих на время действия знака, это должно трактоваться таким образом, что знак 3.20 на данном участке был установлен именно по причине ограничения видимости, а действие знака согласно ГОСТ должно быть ограничено этой зоной. О зоне ограниченной видимости мы поговорим позже, а пока вернемся к стандартным условиям с установленными знаками и их согласования с разметкой.
Формально, поскольку по действующему стандарту нанесение сплошной линии разметки предусмотрено только на участках с ограниченной видимостью, то и знак 3.20, дублирующий запрет на выезд на полосу встречного движения, может иметь действие только на этом участке дороги. Действительно ли на протяжении данного участка имеется ограниченная видимость? Проведите фото- и видеосъемку, которые впоследствии станут основанием для доказательств неправомерной установки дорожного знака.
Обратите внимание на соблюдение требований при установке дорожного знака. Знак должен быть установлен на высоте от 1,5 до 3,0 м при установке сбоку от проезжей части вне населенных пунктов. Если знак установлен на меньшей или большей высоте - это нарушение требований ГОСТ, и именно ввиду этих нарушений указанный знак вы могли просто не видеть, следовательно, привлечение вас к ответственности будет считаться незаконным. Пятисантиметровое расхождение - это безусловно нарушение закона, ведь строгий диапазон определен и нарушать его <<плюс-минус>> нельзя.
Одним из показателей установки знака 3.20 <<Обгон запрещен>> является то, что в начале зоны действия знака устанавливается этот знак, а для движущихся по встречной полосе на этом же участке должна начинаться зона, на которой обгон разрешен, то есть должен быть установлен знак 3.21 или знак <<Конец всех ограничений>>.
Итак, если знак установлен вне зоны ограниченной видимости, а также в случае нарушения требований по его установке, в том числе и по причине частичного или полного повреждения дорожного знака, руководствуйтесь законами, опирайтесь на ГОСТ и другие нормативно-правовые акты, при помощи которых можно доказать отсутствие состава и события административного правонарушения.
Также водителю поможет статья 22 <<Требования по обеспечению безопасности дорожного движения в процессе его организации>> Закона <<О безопасности дорожного движения>>:
1. Деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в РФ стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
4. Единый порядок дорожного движения на всей территории РФ устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством РФ>>.
Статья 30.2. <<Государственный надзор и контроль осуществляются в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ и законодательства субъектов РФ, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения>>.
Таким образом, данная статья закрепляет контроль за соблюдением ГОСТ в качестве одной из основных обязанностей, возложенных на сотрудников ГИБДД. Закон <<О милиции>> также обязывает ГИБДД осуществлять данный контроль. В целом, это указывает нам на то, что инспектор обязан знать, как должен быть установлен знак 3.20 <<Обгон запрещен>> согласно ГОСТ, и в случае выявления нарушений, допущенных при его установке, зафиксировать данный факт.
Этот же инспектор обязан обеспечивать бесперебойное, безопасное и беспрепятственное движение транспортных средств. Следовательно, при обнаружении знака, установленного с нарушением требований ГОСТ, он обязан разгружать проезжую часть, разрешая совершение маневра обгона как методом регулировки движения, так и обязав дорожную службу установить временный дорожный знак, разрешающий совершение обгона на данном участке.
Если инспектор начал составлять в отношении вас протокол об административном правонарушении, не поленитесь напомнить, что своими действиями он создает состав правонарушения по ст.12.35 КоАП.
Статья 12.35. <<Незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию. Применение к владельцам и водителям транспортных средств, другим участникам дорожного движения не предусмотренных федеральным законом мер, направленных на ограничение прав на управление, пользование транспортным средством либо его эксплуатацию - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двух тысяч рублей; на должностных лиц - двадцати тысяч рублей.>>
Хорошенько запомните эту статью. Она пригодится вам не только в этом случае.
Не лишним будет напомнить и предостеречь, что знак <<Обгон запрещен>> действует до перекрестка, и зона его действия может быть только уменьшена соответствующей табличкой или отменяться одним из знаков. В ряде случаев нужно быть предельно внимательным. Очень часто знак <<Конец зоны>> или <<Снятие всех ограничений>> устанавливают буквально за 50 метров до перекрестка. Водитель начинает обгон, совершает его на самом перекрестке и завершает вновь в зоне действия знака 3.20 на сплошной линии разметки. В таком случае придется рассматривать весь участок и определять наличие или отсутствие других информирующих водителя дорожных знаков.