Когда инспектор ГИБДД имеет право остановить автомобильhttp://autorambler.ru/journal/events/04.05.2010/560959313/В российском законодательстве, а именно в Административном регламенте по безопасности дорожного движения ( http://autorambler.ru/bz/help/prMVD_2_03_09/ ), оговорены десять пунктов, которые дают право сотруднику милиции тормозить машины. Отступать от них он не имеет права.
Казалось бы, список небольшой, водители должны вздохнуть с облегчением. Однако законодатели с Моховой и на этот раз дали милиционерам все карты в руки: в перечень оснований для остановки авто в самый последний момент добавили пункт, согласно которому инспектор вправе останавливать автомобили для проверки документов водителя, пассажиров и на транспорт (ст.63 Административного регламента (
http://autorambler.ru/bz/help/prMVD_2_03_09/#63 )). Что это означает?
А то, что прикрываясь статьей 63, гаишники могут останавливать любой автомобиль и в любое время. И не важно, что водитель ничего не нарушал, что он, может быть, спешит на самолет или везет жену на сносях в роддом - инспектору стало скучно на посту, он хочет общения, а значит, все должны повиноваться.
-Мой вам простой человеческий совет, - говорит адвокат Александр Разумовский, - не лезьте на рожон, не спорьте с инспектором и не рвите рубаху на груди, доказывая, что ничего не нарушали. Предъявите гаишнику документы, раз он требует, в обратном случае он имеет право задержать вас и даже арестовать на 15 суток <<за неповиновение сотруднику милиции>> (ст.19.3 КоАП).
Тем более, что помимо проверки документов у инспектора остаются еще девять законных поводов остановить ваш автомобиль. Вот весь перечень оснований:
# установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;
# наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения;
# наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и розыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;
# необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
# необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
# выполнение распорядительно-регулировочных действий;
# необходимость использования транспортного средства (абзац 5 пункта 4 настоящего Административного регламента);
# необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
# проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;
# проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров.
А если сделать вид, что не увидел жеста гаишника остановиться? Например, ехал в крайней левой полосе и смотрел прямо на дорогу, а не на обочину, где стоял патруль? По словам Александра Разумовского, такие <<игры>> с Госавтоинспекцией, как правило, не проходят. Гаишники могут пуститься за вами в погоню или передать ориентировки на ваш автомобиль на следующий пост и вас все равно остановят. Зато тогда проблем точно не оберетесь.
ВАЖНО!Сотрудник ДПС не имеет права останавливать автомобили на участках дорог, где это запрещено правилами дорожного движения (то есть на мостах, в тоннелях).
Однако если остановка <<связана с необходимостью пресечения преступления, предотвращения реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу участников дорожного движения, а также случаев обозначения места остановки патрульным автомобилем с включенными специальными световыми сигналами, другими средствами регулирования и организации дорожного движения>>, то инспектор имеет право нарушить все правила (ст.66 Административного регламента (
http://autorambler.ru/bz/help/prMVD_2_03_09/#66 )).
Лада КОРНИЕНКО
KP-AVTO.RU, 4 мая 2010, 09:14