Автор: 777
« : 19 Августа 2009, 11:01:42 »Инспектор и водитель: основы правового общения
04 августа
http://autoban.km.ru/Magazin.aspx?idUrl=e76f383a-a259-451e-a3e4-54b5d0a7f310
Чего боятся автомобилисты? Вездесущая статистика заявляет: большинство водителей опасаются неправомерных провокационных действий гаишников! Поэтому рассмотрим некоторые характерные ситуации и прокомментируем их с точки зрения закона.
Поздним вечером водитель в одиночестве двигался по пустынной трассе и заметил автомобиль без опознавательных знаков, возле которого стоит человек, внешним видом напоминающий инспектора ГИБДД. Подъехав ближе, водитель увидел, что человек в форме характерным жестом требует остановиться. Проехать или остановиться? Разобраться в ситуации поможет <<Наставление по работе ДПС ГИБДД МВД РФ>>, утвержденное приказом МВД от 20.04.1999 г. No297.
Пункт 12.2 <<Наставлений>>:
<<Контроль за дорожным движением с использованием транспортных средств может быть открытым (обычным), скрытым и смешанным. Открытый контроль осуществляется инспекторами ДПС на автомобилях и мотоциклах, имеющих специальную окраску. Скрытый контроль - на автомобилях обычной окраски без надписей и опознавательных знаков. Он осуществляется, как правило, в дневное время, а в вечернее - лишь на участках дорог, имеющих достаточную освещенность, ширину и хорошее покрытие>>.
Неудивительно, что у водителя возникли сомнения: не мошенник ли переоделся в милицейскую форму? Описываемый участок дороги не отличается достаточной освещенность, шириной и хорошим покрытием. Зачем настоящему инспектору нести службу ночью посреди глухого леса? Когда возникают подобные сомнения, рекомендуем проехать до ближайшего поста ГИБДД, на котором сообщить о произошедшем. При этом не сомневайтесь - настоящие сотрудники ГИБДД догонят и остановят вызвавший подозрения автомобиль. Но помните: перестраховавшись, существует опасность оказаться нарушителем.
Пункт 2 ст. 12.25 КоАП РФ:
<<Невыполнение законного требования сотрудника милиции об остановке транспортного средства - влечет наложение административного штрафа в размере от двухсот до пятисот рублей>>.
Обычно инспектор, выслушав подобные объяснения, - засомневался, испугался - после проверки документов отпускает водителя. Но бывают исключения, когда гаишник продолжает упорствовать, пытаясь оштрафовать перестраховавшегося автомобилиста. Тогда водитель может сменить тактику.
Пункт 12.2 <<Наставлений>>:
<<Действия сотрудников ДПС должны быть понятны участникам дорожного движения, а сигналы водителям во избежание вынужденного создания ими помех для движения других транспортных средств (необходимость применения экстренного торможения, маневрирования и т.п.) - подаваться своевременно>>.
Таким образом, можно заявить, что действия сотрудника ДПС были водителю непонятны, а сигнал к остановке подан несвоевременно. Другой вариант объяснения: автомобилист можно сказать, что опасался остановиться на данном участке дороги, так как иначе создал бы помеху другим транспортным средствам.
Пункт 13.6 <<Наставлений>>:
<<Запрещается останавливать транспортные средства на участках автомобильных дорог с ограниченной видимостью, до и после поворота, непосредственно перед или после вершин подъема, перед перекрестками, переходами, в зоне железнодорожных переездов и в других опасных местах, за исключением случаев необходимости безотлагательной их остановки во избежание наступления нежелательных последствий>>.
Свою позицию можно изложить либо в протоколе (в графе для объяснений), либо на отдельном листе, сделав в протоколе соответствующую запись. В любом случае, если инспектор ДПС нарушил п. 12.2 или п. 13.6 <<Наставлений>>, то водитель может ничего не опасаться, так как лицо, совершившее нарушение, (читай, водитель) не может быть привлечено к ответственности с нарушением процедур, установленных законом.
Думаете, что проще остановиться и, не выходя из машины, выяснить, кто и зачем вас остановил? Тогда запомните, как должен действовать сотрудник ГИБДД.
Пункт 18.2 <<Наставлений>>:
<<При обращении к участникам дорожного движения сотрудники милиции должны представиться, приложив руку к головному убору, назвать свою должность, специальное звание и фамилию, сообщить о причине остановки транспортного средства>>.
Впрочем, существует важная оговорка.
Пункт 18.5 <<Наставлений>>:
<<Не следует сообщать о действительной причине остановки транспортного средства в случаях, когда водитель или пассажиры подозреваются в совершении преступления либо причастности к ДТП. При этом сотрудник ДПС должен найти предлог для разговора с водителем, не раскрывая истинного характера своих намерений>>.
Поэтому, не открывая дверь, а только приопустив стекло, попросите инспектора внятно представиться (обычно инспектор выдает невнятную скороговорку), сообщить причину остановки, номер нагрудного знака и предъявить удостоверение.
Пункт 18.9 <<Приказа>>:
<<При возникновении конфликтных ситуаций, претензиях или по требованию участников дорожного движения сотрудник ДПС сообщает номер нагрудного знака и предъявляет, не выпуская из рук, служебное удостоверение, разъясняет право и порядок обжалования своих действий>>.
По словам инспекторов, мошенники, которые переодеваются инспекторами ГИБДД, в ответ на просьбу показать документы стараются отпустить <<слишком умного>> водителя. Если гаишник отказался представиться - смело езжайте до ближайшего поста ДПС! В конце концов, лучше перестраховаться, чем расплачиваться собственным здоровьем или имуществом. Надеемся, если наши читатели попадут в подобную ситуацию, они не растеряются и смогут действовать правильно. Для тех, кто не надеется на свою память, посоветуем распечатать эту страничку: вдруг пригодится?
Алексей КОВАНОВ
04 августа
http://autoban.km.ru/Magazin.aspx?idUrl=e76f383a-a259-451e-a3e4-54b5d0a7f310
Чего боятся автомобилисты? Вездесущая статистика заявляет: большинство водителей опасаются неправомерных провокационных действий гаишников! Поэтому рассмотрим некоторые характерные ситуации и прокомментируем их с точки зрения закона.
Поздним вечером водитель в одиночестве двигался по пустынной трассе и заметил автомобиль без опознавательных знаков, возле которого стоит человек, внешним видом напоминающий инспектора ГИБДД. Подъехав ближе, водитель увидел, что человек в форме характерным жестом требует остановиться. Проехать или остановиться? Разобраться в ситуации поможет <<Наставление по работе ДПС ГИБДД МВД РФ>>, утвержденное приказом МВД от 20.04.1999 г. No297.
Пункт 12.2 <<Наставлений>>:
<<Контроль за дорожным движением с использованием транспортных средств может быть открытым (обычным), скрытым и смешанным. Открытый контроль осуществляется инспекторами ДПС на автомобилях и мотоциклах, имеющих специальную окраску. Скрытый контроль - на автомобилях обычной окраски без надписей и опознавательных знаков. Он осуществляется, как правило, в дневное время, а в вечернее - лишь на участках дорог, имеющих достаточную освещенность, ширину и хорошее покрытие>>.
Неудивительно, что у водителя возникли сомнения: не мошенник ли переоделся в милицейскую форму? Описываемый участок дороги не отличается достаточной освещенность, шириной и хорошим покрытием. Зачем настоящему инспектору нести службу ночью посреди глухого леса? Когда возникают подобные сомнения, рекомендуем проехать до ближайшего поста ГИБДД, на котором сообщить о произошедшем. При этом не сомневайтесь - настоящие сотрудники ГИБДД догонят и остановят вызвавший подозрения автомобиль. Но помните: перестраховавшись, существует опасность оказаться нарушителем.
Пункт 2 ст. 12.25 КоАП РФ:
<<Невыполнение законного требования сотрудника милиции об остановке транспортного средства - влечет наложение административного штрафа в размере от двухсот до пятисот рублей>>.
Обычно инспектор, выслушав подобные объяснения, - засомневался, испугался - после проверки документов отпускает водителя. Но бывают исключения, когда гаишник продолжает упорствовать, пытаясь оштрафовать перестраховавшегося автомобилиста. Тогда водитель может сменить тактику.
Пункт 12.2 <<Наставлений>>:
<<Действия сотрудников ДПС должны быть понятны участникам дорожного движения, а сигналы водителям во избежание вынужденного создания ими помех для движения других транспортных средств (необходимость применения экстренного торможения, маневрирования и т.п.) - подаваться своевременно>>.
Таким образом, можно заявить, что действия сотрудника ДПС были водителю непонятны, а сигнал к остановке подан несвоевременно. Другой вариант объяснения: автомобилист можно сказать, что опасался остановиться на данном участке дороги, так как иначе создал бы помеху другим транспортным средствам.
Пункт 13.6 <<Наставлений>>:
<<Запрещается останавливать транспортные средства на участках автомобильных дорог с ограниченной видимостью, до и после поворота, непосредственно перед или после вершин подъема, перед перекрестками, переходами, в зоне железнодорожных переездов и в других опасных местах, за исключением случаев необходимости безотлагательной их остановки во избежание наступления нежелательных последствий>>.
Свою позицию можно изложить либо в протоколе (в графе для объяснений), либо на отдельном листе, сделав в протоколе соответствующую запись. В любом случае, если инспектор ДПС нарушил п. 12.2 или п. 13.6 <<Наставлений>>, то водитель может ничего не опасаться, так как лицо, совершившее нарушение, (читай, водитель) не может быть привлечено к ответственности с нарушением процедур, установленных законом.
Думаете, что проще остановиться и, не выходя из машины, выяснить, кто и зачем вас остановил? Тогда запомните, как должен действовать сотрудник ГИБДД.
Пункт 18.2 <<Наставлений>>:
<<При обращении к участникам дорожного движения сотрудники милиции должны представиться, приложив руку к головному убору, назвать свою должность, специальное звание и фамилию, сообщить о причине остановки транспортного средства>>.
Впрочем, существует важная оговорка.
Пункт 18.5 <<Наставлений>>:
<<Не следует сообщать о действительной причине остановки транспортного средства в случаях, когда водитель или пассажиры подозреваются в совершении преступления либо причастности к ДТП. При этом сотрудник ДПС должен найти предлог для разговора с водителем, не раскрывая истинного характера своих намерений>>.
Поэтому, не открывая дверь, а только приопустив стекло, попросите инспектора внятно представиться (обычно инспектор выдает невнятную скороговорку), сообщить причину остановки, номер нагрудного знака и предъявить удостоверение.
Пункт 18.9 <<Приказа>>:
<<При возникновении конфликтных ситуаций, претензиях или по требованию участников дорожного движения сотрудник ДПС сообщает номер нагрудного знака и предъявляет, не выпуская из рук, служебное удостоверение, разъясняет право и порядок обжалования своих действий>>.
По словам инспекторов, мошенники, которые переодеваются инспекторами ГИБДД, в ответ на просьбу показать документы стараются отпустить <<слишком умного>> водителя. Если гаишник отказался представиться - смело езжайте до ближайшего поста ДПС! В конце концов, лучше перестраховаться, чем расплачиваться собственным здоровьем или имуществом. Надеемся, если наши читатели попадут в подобную ситуацию, они не растеряются и смогут действовать правильно. Для тех, кто не надеется на свою память, посоветуем распечатать эту страничку: вдруг пригодится?
Алексей КОВАНОВ