forum.il.ncp.ru

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Сервисный центр NordSmart
Ремонт смартфонов,планшетов,ноутбуков

Автор Тема: Правдиво о Чайковском  (Прочитано 7536 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

777

  • Ветеран
  • *****
  • Репутация +50/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 887

Правдиво о Чайковском

...Главное - дискредитация царской семьи любым способом. И Чайковский, конечно же, попал под это колесо...



На фото: П. Чайковский в 19 лет.
В следующем году исполнится 170 лет со дня рождения Петра Ильича Чайковского.
В последнее время, великого русского композитора обвиняют не только в ужасных грехах, но и саму его мировую культурную значимость пытаются заключить в кавычки.
Подходя ближе к делу, оговорюсь, что обвинений всего два - <<нетрадиционная сексуальная ориентация>> и <<самоубийство>>. Разберем их оба.
Первое обвинение строится на дневниковых записях Петра Ильича и неких <<писем>>.
С дневником все обстоит достаточно просто.
На фото: дневник П.И. Чайковского.


Впервые, отдельной книгой, его дневниковые записи увидели свет благодаря издательству <<Музыкальный сектор>> в 1923 г. в Петрограде. Книга содержала ссылку на изданный в Лейпциге трёхтомник воспоминаний брата композитора, Модеста Ильича, под названием <<Жизнь П.И. Чайковского>>, 1900-1902 г.г. Это издание также включало в себя дневники Петра Ильича.
Говоря о дневниковых записях, охватывающих период с июня 1873 г. по май 1891 г., легко отметить их лаконичность и сухость.
Типичная запись (6 апреля 1886 г.): <<Дождь. Пошел в город. Попал сначала в Армянскую церковь, потом в Сионский Собор. В первой был поражен новостью зрелища и безобразным пеньем; во второй видел Экзарха и слышал его проповедь. Дома завтракал с Василием Васильевичем. Гости. Ушел к себе. Коля Переслени, Карнович. Визит целой компаньей к Гончаровым. Возвратившись домой, ходил с Паней и Колею по галерее. Свинкин. Читал...>>
Ещё запись: <<Занятия. Михайлов-певец. Завтрак с Колей. Ходил за Бобиным портретом. Дома. Взял ложу в Малом театре для Алексея и С. ...Концерт. Симфония Римского-Корсакова, увертюра Глазунова, вещицы Щербачева и т.д. Дождь. Я у Палкина. Появление Глазунова, Дютша и т.д. Я с ними. Шампанское. Поздно домой.>>
И в таком духе весь дневник. Никаких переживаний, размышлений, подробностей его духовной жизни. Нет в них и ни строки, посвященной жизни интимной.
Позднейшие переиздания <<Дневников>>, в частности, издание 2000 г. содержат дополнение, не имевшееся в публикации 1923 г. Это статья близкого друга композитора, Николая Кашкина, <<Из воспоминаний о П.И. Чайковском>>, написанная в 1918 г. и включенная в книгу из неизвестного источника.
На фото: Н.Д. Кашкин.

В ней Кашкин рассказывает об <<очень важном эпизоде>> из жизни Чайковского, ставшем <<моментом крутого перелома в ее течении, после которого как самая жизнь, так и деятельность Петра Ильича пошли по новому руслу. Эпизодом этим была женитьба Петра Ильича на Антонине Ивановне Милюковой... Только после женитьбы в лице его залегла та безнадежно грустная складка, которая потом покидала его только в моменты особенно бодрого одушевления или в еще более редкие моменты короткого возврата той искренней, полудетской веселости, которая раньше была присуща его натуре>>.
Кашкин сообщает ещё один эпизод. Уже в Клинский период жизни композитора, Чайковский, никогда ранее не говоривший о своих отношениях со своей супругой, попросил Кашкина прочитать ее последнее письмо. Вот как он его описывает: <<Письмо было написано складно и как будто содержало какие-то горячие запросы, так как пестрело восклицательными и вопросительными знаками. Когда я прочел письмо до конца и посмотрел на Чайковского, он в ответ на мой молчаливый вопрос обратился ко мне также с вопросом: <<Ну, скажи мне, о чем здесь в письме говорится?>> Тут только я сообразил, что определенного, реального содержания в письме не было>>.
На фото: П.И. Чайковский с женой А.И. Чайковской (Милюковой).

И это всё. Ничего подобного, написанного в дневниках лично Чайковским, мы не найдем.
Гораздо сложнее дело обстоит с так называемыми <<письмами>>. Ни оригиналов, ни копий этих писем нет. Не указан и источник, где они якобы могут находиться. Тем не менее, в 1980 г., на страницах нью-йоркского еженедельника <<Новый американец>>, редактором которого был Сергей Довлатов, появилась статья некой Александры Орловой, будто бы видевшей всё собственными глазами.
На фото: А.А. Орлова (Шнеерсон).

Из книги <<Евреи в культуре русского зарубежья>> мы узнаем, что Орлова (Шнеерсон) Александра Анатольевна, эмигрировавшая в 1979 г. в США, является специалистом <<по русским композиторам XIX в. - происходит из семьи Шнеерсонов, родоначальником которой был Шнеур Залман. Среди предков - яркие представители русско-еврейской культуры. В эмиграции продолжила свои исследования и публикации материалов о Глинке, Чайковском, Мусоргском>>. Странные параллели. Кроме того, известно, что её статьи печатались в журналах <<Континент>>, <<Грани>>, в газетах <<Новое русское слово>>, <<Новый американец>>, <<Вестник>> и других. Последняя книга Орловой - <<Чайковский без ретуши>> (Нью-Йорк, 2001).
Интересно, что в России богатым литературным опытом г-жи Орловой заинтересовался лишь лидер желтой прессы - бульварный <<Московский Комсомолец>>, неоднократно публиковавший орловский пасквиль. Данные в нем не имеют ссылок, изобилуют подлогами, причем <<Орлова утверждала, что все эти факты стали ей известны от Александра Войтова - выпускника училища правоведения - которому, в свою очередь, их поведала вдова самого Николая Якоби>>. Точнее выражаясь, <<одна бабушка сказала>>.
Вот пример типичного якобы <<письма>>: <<28.09.1876 г. Брату Модесту. <<Представь себе! Я даже совершил на днях поездку в деревню к Булатову, дом которого есть не что иное, как педерастическая бордель. Мало того, что я там был, но я влюбился как кошка в его кучера!!! Итак, ты совершенно прав, говоря в своем письме, что нет возможности удержаться, несмотря ни на какие клятвы, от своих слабостей>>.
Любой человек, знакомый с письмами Петра Ильича, скажет, что автор этой грязной фальшивки не удосужился даже адаптировать свою стряпню (<<как кошка в его кучера!!!>>) к стилю композитора. Не говоря уже о том, что само и <<письмо>> никто и никогда не видел.
Люди, сведущие в нравах и обычаях русского общества того времени, подтвердят, что подобные страсти не только не были ему свойственны, но им просто не было места. Не был исключением из правила и Чайковский.

К слову, он был очень занятый человек. Для человека такого масштаба и, как бы сейчас сказали, <<напряженного рабочего графика>> просто немыслимо было и то, что сейчас понимают под личной жизнью.
С 1866 г. он - профессор Московской консерватории. Проходят премьеры <<Воеводы>> (1869 г.), <<Ундины>> (1869 г.), <<Опричника>> (1874 г.), <<Кузнеца Вакулы>> (1876 г.), трех симфоний (1866, 1872 и 1875 г.г.), балета <<Лебединое озеро>> (1877 г.), увертюр-фантазий (<<Ромео и Джульетта>> (1869 г.)), Первого фортепианного концерта (1875 г.), музыки к сказке Островского <<Снегурочка>> (1873 г.), цикла фортепианных пьес <<Времена года>> (1876 г.) и других камерных сочинений и романсов. Выходит в свет <<Руководство к практическому изучению гармонии>> (1871 г.) - первый в России учебник для консерваторий, написанный русским автором. И это далеко не всё.
С конца 1877 г., Чайковский творит в Испании, Италии, Франции, Германии.
Во второй половине 1880-х он начинает свою дирижерскую деятельность. Сначала в России, а потом за границей; в качестве исполнителя собственных произведений он посещает Германию, Австро-Венгрию, Францию, Англию, Швейцарию. В 1885 году Чайковский был избран директором Московского отделения Петербургского камерного музыкального общества, а через год - почётным членом Русского музыкального общества.
Триумфальной стала его поездка и в США, весной 1891 г. В 1893 г. Чайковский был удостоен степени доктора музыки Кембриджского университета в Англии. <<Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространилась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору>>, - писал он. Принимая во внимание средства передвижения того времени, в распоряжении у Чайковского были лишь работа и сон. И с 1892 г., Петр Ильич переезжает в Клин, удаляясь от внешнего мира.
Выдержать такую напряженную жизнь под силу только волевой личности. Поэтому несостоятельными кажутся новейшие домыслы о <<психастенических свойствах его характера>>, подверженности ипохондрии (<<АиФ>> No 49 от 3 декабря 2003 г.) Чайковский в письме к Вел. Кн. Константину Константиновичу Романову: <<Музыкант, если он хочет дорасти до той высоты, на которую по размерам дарования может рассчитывать, должен воспитать в себе ремесленника>>. Ипохондрик не в силах освоить хорошо ремесло. А вот когда психиатр хочет говорить о <<чувственности>> великого композитора, ему следует стать ещё хотя бы и искусствоведом.
На фото: П.И. Чайковский в 1874 г.

В свой итальянский период, Чайковский описывал посещение разных местных музеев. В коллекции капитолийского музея, Чайковский выбирает скульптуру <<Умирающий гладиатор>>, в которой чувственности, пожалуй, вовсе нет. В галерее Боргезе, переполненной образами чувственности, его интересуют совсем иные картины - рафаэлевские портреты Цезаря Борджиа и папы Сикста V.
Известный дирижер Александр Гаук говорил, что Чайковского нельзя играть в <<сентиментальной манере, что страшнейшим предательством является интерпретация его музыки как приятно-утонченной и женственной, что нега его музыки не имеет ничего общего с псевдосентиментальностью. Драматизм и обостренное чувство волнения - вот чего нужно добиваться при исполнении Чайковского>>.
Его ежедневные дневниковые записи: суточный богослужебный круг, великие и рядовые праздники, в России и за границей, церковные посты. Ему уютно в храме, пение вызывает слезы (на фальшь певчих огорчается), общается с клиром. Посещение храма для него, как для множества русских людей - и часть быта, и духовный стержень. Фиксирует, какое сейчас небо, море, погода. Пишет о цветах - и вспоминаются партитуры его балетов-сказок. Благоговейное отношение к родине - замечательная черта Петра Ильича. Всё же он был верующим человеком. А вовсе не распущенным и безнравственным. Люди распущенные не способны создавать шедевры. К примеру, несмотря на оригинальность взглядов на личность П.И. Чайковского, известный хореограф Джордж Баланчин (Георгий Мелитонович Баланчивадзе, скончавшийся в Нью-Йорке в 1983 г.), видел в Чайковском композитора глубоко религиозного. <<Сам Баланчин был человеком верующим и настаивал: <<В веру нельзя прыгать как в бассейн. В нее надо входить постепенно, как в океан. Это надо делать с детства>>. Такую же религиозность Баланчин искал и находил у Чайковского>>. (Волков Соломон. <<Страсти по Чайковскому: Разговоры с Джорджем Баланчиным>>. М., Издательство Независимая Газета, 2001 г.)
Вспоминает М.М. Ипполитов-Иванов про тифлисскую поездку с Чайковским: <<А застенчивый до чего был! Его вызывают на сцену, а он спрятался за декорациями закулисными. Я кричу ему: <<Петя, брось, иди же, зовут, неудобно!>> - а он голосу не подает. Пришлось объявить, что композитор уехал из театра, да он там запутался в кулисах, уронил что-то, чуть не изуродовал, машинисты вытаскивали...>> (<<Московский журнал>> No 10, 2005 г.)
Кстати, Чайковский так и не развелся со своей женой, несмотря на то, что она рано обнаружила признаки психического расстройства. Диагноз - паранойя. Для Чайковского было естественным её содержать. После его смерти также остались деньги, на которые Модест Ильич, брат композитора, оплачивал её лечение в психиатрической больнице. Умерла она в лечебнице на Удельной в 1917 г.

Чайковского хорошо знали и имевший врачебную практику Чехов, и Толстой, яростно ненавидевший новомодных западных гомосексуалистов. И никто, ни словом, ни намеком не обмолвился о том, о чем сейчас толкуют современные <<исследователи>>.
В октябре 1893 г., в Петербурге состоялась премьера Шестой симфонии Петра Ильича Чайковского, а 10 дней спустя автора не стало.
С этим событием связано второе, т.н. <<обвинение>> Чайковского в самоубийстве. Что характерно для неподтвержденных слухов, расхожи две версии: композитор сломался, не выдержав <<своей порочности>> и самообвинений совести и - т.н. <<суд чести>>, который также делится на две ветви домыслов. Обе версии, как можно было догадаться, предложила публике г-жа Орлова. Первая версия легко опровергается свидетельствами врачей, принимавших участие в лечении Чайковского - Л.Б. Бертенсона, А.К. Зандера, Н.Н. Мамонова. Все они обладали солидным врачебным опытом. Все были также хорошо знакомы с работами Коха, открывшего инфекционную природу холеры в 1883 г. В Николаевском госпитале, в котором работали Л.Б. Бертенсон и А.К. Зандер, в 1892 г. было открыто холерное отделение и имелась бактериологическая лаборатория. Следует добавить, что осенью 1893 г. в Петербурге разразилась эпидемия холеры, и вибрионы были обнаружены даже в водопроводе Зимнего дворца. В день смерти Чайковского, в Петербурге было зарегистрировано 68 заболевших холерой. Вместе с Чайковским от нее скончались еще семь человек.
А вот вторая версия заслуживает пристального внимания. Не в силу её экстравагантности и надуманности, а по причине намеченной связи с царской фамилией. Причем версию смертного приговора <<порочному>> Чайковскому называет дикой даже сторонник <<педерастической теории>> А.Н. Познанский, сотрудник Йельского университета, автор книги, претендующей на монографию: <<Смерть Чайковского. Легенды и факты>>.
Известно, что пышный расцвет русской культуры XIX века во многом обязан покровительству членов дома Романовых, и, в частности, императору Александру III.
Сохранилось письмо Императора Александра III К.П.Победоносцеву от 2 июня 1881г.:
<<Посылаю Вам для передачи Чайковскому - 3000 р. Передайте ему, что деньги эти он может не возвращать. Александр>> (<<Русскiй Мiръ>> No1, 2004 г.) Кроме того, в 1888 г., император назначил Чайковскому пенсию в 3 тыс. руб. И это лишь ничтожная часть того, что делалось вообще.
П.И.Чайковский писал, что он, <<столь обласканный императором>>, <<выглядел бы неблагодарным>>, лично участвуя в открытии Всемирной выставки в Париже, приуроченной к празднованию 100-летия Великой французской революции - <<торжествах, которым Его Величество не может симпатизировать>> (письмо Ф. Маккару 13 янв. 1889 г.)
В 1887 г. П.И.Чайковский обратился к Императору с личным письмом, в котором ходатайствовал о выделении средств на завершение строительства здания театра в Тифлисе. По воспоминаниям М.М. Ипполитова-Иванова, <<средства были отпущены, и театр достроен...>>
Многим обязан Чайковский и Константину Константиновичу Романову, одному из основателей Пушкинского Дома, человеку, тридцать лет возглавлявшего Российскую Академию наук, создателю Московской консерватории. Константин Романов был известен как поэт, писавший под криптонимом К.Р., драматург (пьеса <<Царь Иудейский>> переведена на 19 языков), переводчик (<<Гамлет>>), актер, музыкант и композитор.
Чайковский написал на его стихи шесть романсов; такие как <<Растворил я окно>>, <<Уж гасли в комнате огни>>, <<Первое свидание>>, <<Серенада>>:

Странное совпадение, но после смерти К.Р., его память оскверняли тем же способом, что и честь Чайковского. Те же грязные измышления о педерастии. Характерные откровения Орловой о том, что-де сам царь приказал Чайковскому помереть, узнав о его якобы <<нетрадиционной связи>> с К.Р. Между тем, К.Р. был прилежным семьянином, глубоко верующим человеком, имел 9 детей, был главным начальником военно-учебных заведений, <<отцом всех кадет>>, воспитал сына, героически погибшего на фронте и ещё троих, казненных большевиками в Алапаевске.
На фото: семья Константина Константиновича Романова.

Всё это, естественно, в расчет не бралось. Главное - дискредитация царской семьи любым способом. И Чайковский, конечно же, попал под это колесо. Кое-кому не по вкусу пришлись патриотические сочинения П.И. Чайковского:

В 1860-1870 г.г., установились прочные связи Чайковского с композиторами <<Могучей кучки>> (выражение музыкального критика В.В. Стасова) - М.А. Балакиревым и Н.А. Римским-Корсаковым, а также с самим Стасовым. Балакирев и Стасов неоднократно подсказывали Чайковскому сюжеты для его программных произведений. С Балакиревым и Римским-Корсаковым Чайковский делился творческими планами; Римский-Корсаков охотно принимал советы Чайковского по теории музыки. Между ними шел обмен записями народных песен.
Абсолютно беспочвенны слухи о том, что клевету на Чайковского распространяли сёстры Пургольд. Одна из них, Надежда Николаевна, с 1873 г. была женою Римского-Корсакова.
Но зато много вопросов вызывает известный конфликт братьев Рубинштейнов, представителей традиционного, западного направления в музыке, с составом <<Могучей кучки>>.
На фото: А. Рубинштейн, 1889 г.

Деятельность Антона Рубинштейна изобиловала конфликтами с придворными кругами, а также с композитором А. Н. Серовым и членами <<Могучей кучки>>, предпочитавшими русское направление в творчестве. <<Несмотря на то, что Рубинштейн в детстве был крещен, он сохранял еврейское национальное самосознание. Вскоре после создания Общества для распространения просвещения между евреями в России, он стал его членом. В начале 1890-х гг. Рубинштейн хотел написать оперу, главным героем которой был бы современный еврей, гордый и насмешливый, однако ни одно либретто не удовлетворило его, и он предлагал своим студентам-евреям осуществить этот замысел>> (<<Электронная еврейская энциклопедия>> http://www.eleven.co.il/article/13613).
Ценная характеристика - <<гордый и насмешливый>> - полная противоположность внутреннему облику Чайковского. Вот какую безвкусицу можно найти сейчас на страницах интернета: <<Первое время Чайковский занимался в классах довольно небрежно. На легкомыслие молодого человека обратил внимание Антон Григорьевич Рубинштейн. Рассказывают, что он поговорил с молодым музыкантом достаточно решительно и предложил Чайковскому <<или учиться усердно или покинуть классы>>. С того дня Петр Ильич начал заниматься с большим упорством, которое не покидало его всю жизнь>>. Вот так - один раз сказал - и Чайковский понял. И пороть не пришлось будущего гения. Удивительно даже.
Очевидно, смертельной обидой стало и то, что в 1944 г., Ленинградской консерватории, у истоков которой стоял А. Рубинштейн, было присвоено имя Н. Римского-Корсакова. Московской же консерватории, где Н. Рубинштейн был директором и профессором по классу фортепьяно, было присвоено имя П. Чайковского.
Что ж, уверен, что время всё расставит на свои места. Или уже расставило. И одним из свидетельств этого стал Международный конкурс имени П.И. Чайковского, собирающий в Москве сотни музыкантов из разных стран.

http://nenavist-nik.livejournal.com/123496.html#cutid1
 
Записан