*Тут почти то же, что и в предыдущей статье, но немного другими словами...
Как правильно строить отношения с сотрудниками ГИБДДАвтор Андрей Бойков
http://www.newsland.ru/News/Detail/id/408096/cat/37/C 1 сентября вступил в силу новый Административный регламент МВД, который описывает взаимоотношения инспекторов ГАИ с водителями и пешеходами. Министр внутренних дел Рашид Нургалиев утвердил его ещё 2 марта, после чего он проходил регистрацию в Минюсте. Это ведомственный документ и предназначен он прежде всего для сотрудников ГАИ. Однако и автомобилистам неплохо бы знать его основные положения, чтобы контролировать действия инспекторов. Регламент касается деталей поведения инспектора ГАИ как при личном или телефонном общении с участником дорожного движения, так и при составлении процессуальных документов.
Новый регламент, как считают правозащитники, незначительно улучшит дисциплину сотрудников ГИБДД на дорогах. Он описывает <<мелочи>> и не подразумевает кардинальной перестройки функционирования ГИБДД. Кроме того, если раньше были зафиксированы чёткие основания, в соответствии с которыми можно было останавливать машину для проверки, то теперь они исчезли. В документе чересчур много оговорок, которыми инспектор может в любой момент прикрыться. Зато в регламенте закреплена норма о том, что сотрудники могут устраивать так называемые засады на дорогах. Таким образом, проигнорировано замечание президента Дмитрия Медведева о том, что инспекторы должны заниматься предупреждением нарушений, а не их фиксацией. Правда, есть и положительные моменты. Больше нельзя измерять скорость с открытым багажником, который закрывает сирену, а водителям можно записывать разговор с инспектором на камеру или диктофон.
Согласно регламенту сотрудник ДПС в разговоре с участниками дорожного движения обязан быть вежливым, объективным и тактичным, обращаться к ним на <<вы>>. Требования и замечания должны излагаться в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания. Также он должен проявлять спокойствие и выдержку. В соответствии с документом инспектор не должен заниматься нравоучением, а должен разъяснить суть совершённого нарушения убедительно и ясно, со ссылкой на соответствующие требования ПДД и других нормативных правовых актов. <<Если участник дорожного движения на сообщение о совершённом нарушении реагирует возбуждённо, нужно дать ему время успокоиться и предоставить возможность дать объяснение по поводу его неправомерных действий>>, - говорится в регламенте.
Инспектор не обязан отдавать честь остановленному водителю. Достаточно будет просто представиться. Однако если водитель просит предъявить удостоверение, это необходимо сделать. Процедуру упростили из соображений практичности: инспектору неудобно поднимать руку с жезлом к козырьку.
В документе чётко прописаны ситуации, в которых водитель должен выходить из машины, а в которых нет. В пункте 70 регламента говорится, что сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения выйти из транспортного средства в случаях:
* необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
* наличия у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния; для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
* проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
* когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
* когда его поведение создаёт угрозу личной безопасности сотрудника.
Пройти в патрульную машину или в служебное помещение водитель должен для оформления процессуальных документов.
Фактически инспектор может заставить водителя выйти из автомобиля в любом случае. Он может легко обосновать, что заподозрил водителя в употреблении спиртного.
Прописана и разница между осмотром и досмотром. Осмотр - <<визуальное обследование автомобиля и перевозимого груза>>. При проведении осмотра никаких процессуальных документов не составляется. А если водитель отказывается от осмотра, то ему грозит досмотр. Он проводится в присутствии понятых с оформлением протокола.
Ещё одно новшество - сотрудник может отстранить водителя от управления автомобилем, если заподозрил его в употреблении алкоголя, даже несмотря на предъявленную водителем <<корочку>>. До настоящего времени инспекторы не рисковали задерживать водителей с высоким статусом, поскольку им это было запрещено законодательно. Подействует ли техрегламент на изменение ситуации - вопрос сложный.
Однако, если по результатам медосвидетельствования водитель признан трезвым, его должны доставить обратно к автомобилю.
Также инспектор обязан выписывать штраф, направлять к врачу и совершать другие действия в минимальные сроки. Впрочем, конкретные временные рамки не прописываются. Есть и ещё одна оговорка: <<сроки исполнения сотрудниками административных процедур (действий) должны быть минимально необходимыми для их осуществления исходя из конкретной обстановки>>. Таким образом, по сути ничего не меняется. Инспектор может медлить с оформлением документов, мотивируя это тем, что ему необходимо, например, регулировать движение.
По мнению председателя Движения автомобилистов России Виктора Похмелкина, принятие Административного регламента не скажется на общении инспектора с водителем. В нём слишком много оговорок, а по сути ничего не меняется.
Самое главное <<разрешительное>> положение регламента - узаконенные засады. <<В осуществлении контроля за дорожным движением с применением технических средств фиксации нарушений правил дорожного движения могут использоваться естественные и искусственные укрытия>>, - говорится в документе. По этому вопросу российские дорожные регуляторы расходятся с европейскими. Во многих западных странах цель работы - предупредить нарушение, а не зафиксировать его с целью получения штрафа. Интересно, что против засад в начале августа выступал президент Дмитрий Медведев. По его словам, основная претензия к сотрудникам инспекции в том, что они не стремятся предупреждать правонарушения, а наказывают за совершённые уже действия.
В регламенте впервые закреплено положение о том, что сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения. Правда, в этом пункте есть оговорка: если таковое не запрещено законодательством.
Кроме того, инспекторам теперь запрещено останавливать машины на участках дороги, где остановка запрещена правилами дорожного движения. Но и здесь снова есть оговорка. В <<запрещённых>> местах машины останавливать всё-таки можно, но только в случае если <<остановка связана с необходимостью пресечения преступления, предотвращения реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу участников дорожного движения, а также случаев обозначения места остановки патрульным автомобилем с включёнными специальными световыми сигналами, другими средствами регулирования и организации дорожного движения>>. То есть практически всегда.
Также инспекторам теперь нельзя останавливать машины на непатрульных автомобилях или маскировать их, поднимая капот, багажник и прочими способами.
Сотрудники теперь точно не могут привлекать водителя за <<пьянство>> за рулём, если соде ржание алкоголя в крови не превышает допустимых норм. Такое разъяснение дал Верховный суд. Дело в том, что <<Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством>> позволял сотрудниками ГИБДД привлекать к административной ответственности водителей за управление транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения без учёта допустимого уровня содержания алкоголя в выдыхаемом воздухе, то есть при любой, даже малейшей концентрации, несмотря на соответствующие изменения в КоАПе. Согласно инструкции инспектору достаточно было с помощью специального аппарата определить сам факт наличия алкоголя в выдыхаемом водителем воздухе. Кроме того, инструкция исключала забор крови у задержанного на химико-токсикологическое исследование. Этот акт был признан недействительным. Также сотрудник не имеет права выносить заключение о нетрезвости водителя без проведения медицинского освидетельствования.
Отдельно регулируется и контроль за техническим состоянием автомобиля. Инспекторы не вправе останавливать автомобиль из-за превышения норм тонировки, а также заставлять сдирать тонировочную плёнку. Без специальной сертифицированной техники они не могут определить, каков уровень тонировки. Пользоваться этими приборами (измерять уровень затемнения стёкол автомобиля) могут только сотрудники технадзора и только на стационарном посту. Также инспекторы не могут самостоятельно снимать номерные знаки с автомобиля. Нельзя и штрафовать за излишне токсичные выхлопные газы. Обвинить водителя в таком административном правонарушении можно лишь в случае если машина остановлена на стационарном посту, где есть сотрудник технадзора с одним из сертифицированных приборов.
Не может инспектор проверять и наличие аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки и т.п. Как говорится в приказе 1240, контроль за конструкцией и техническим состоянием транспортных средств может проводиться только на стационарных постах и контрольных постах милиции.
А основаниями для остановки транспортных средств для контроля за конструкцией и техническим состоянием при осуществлении надзора за дорожным движением является отсутствие талона техосмотра, нечитаемые номерные знаки, наличие видимых неисправностей (например, в тёмное время суток не горят фары). Правда, оштрафовать за их отсутствие инспектор не может. Наказать можно только за отсутствие талона техосмотра. Согласно КоАП за это грозит штраф 200 рублей.